Хэллоуин берет истоки на Британских островах. Хотя современная традиция выпрашивания угощений получила свое развитие в США, она также основана на народных обычаях, пришедших в эту страну с ирландскими иммигрантами после 1840 года. С древних времен в Ирландии, Шотландии и Англии 31-ое октября празднуется как пир умерших, а также день, знаменующий начало нового года. В Мексике в этот день отмечают День Мертвецов, как и в других мировых культурах. В Шотландии гаэльское слово «Samhain» (произносится как «са-майн») буквально означает «конец лета».
Этот праздник также известен как канун Дня всех святых («hallow» означает «освящать»), День мертвых, Ночь всех душ, День всех святых (как и 1 ноября). Для первых европейцев этот день отмечал приход холодных, постных месяцев года. Стада сгоняли с полей в хлева до весны. Некоторых животных зарезали и сохраняли мясо на зиму. Последний сбор урожая был известен как праздник «Дом урожая», отмечаемый с ярмарками и фестивалями.
В дополнение к его сельскохозяйственному значению, кельты также рассматривали Самайн как духовное время. Так как 31 октября лежит точно между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием, предполагается, что древние народы, зависевшие от астрологии, думали, что это могущественное время для магии и общения с духами. Считалось, что «завеса между мирами» живых и мертвых истончалась в этот день, так что мертвые возвращались в этот мир пировать со своими близкими, приглашаемые в дома с холода также, как и животные. Древние обычаи варьируются от размещения еды для умерших предков до проведения ритуалов для общения с теми, кто перешел в другой мир.
Связь с мертвыми считалась работой ведьм и колдунов, однако простой народ не волновался по этому поводу. Подъем Церкви привел к росту подозрений в языческих пристрастиях сельских жителей, поэтому Самайн также стал ассоциироваться с ведьмами, черными кошками («демонами» — напарниками ведьм), летучими мышами («ночными созданиями»), привидениями и другими «ужасающими» вещами… стереотип старой ведьмы верхом на метле – просто карикатура, сказки эксплуатировали этот образ на протяжении веков.
Предсказывание будущего было также широко распространено в это время сильнодействующего волшебства. Так как в этот день отмечался кельтский Новый год, люди загадывали свои желания на будущий год. Некоторые традиции, например подпрыгивание за яблоками, поджаривание орехов и выпечка тортов, содержащих значки удачи, на самом деле являются древними методами предсказывания судьбы.
Так что же о Светильниках Джека?
До наших дней дошли и другие старые традиции. Фонари, вырезанные из тыкв и реп, использовались для освещения ночью, когда зажигались огромные костры и все домашние хозяйства позволяли огню распространяться по земле, знаменуя возрождение хозяйства. Этот ритуал считался приносящим удачу для всех домохозяйств. Название «Jack-o-Lantern» означает «Светильник Джека» и происходит из старой ирландской сказки. Джек был человеком, которого не приняли ни в рай, ни в ад, и он был обречен бродить по ночам с единственной свечой в репе. Так гласит легенда…
Но такие народные названия часто давали духам природы, например «Зеленый Джек», или растениям, имевшим магические свойства – «Джек сновидений» или «Джек на кафедре». Ирландские сказки полны такими упоминаниями. Так как свечи, помещенные в опустошенные тыквы и репы (обычно выращиваемые для питания и имевшиеся в изобилии в это время года), создавали мерцающее пламя – особенно холодными ночами октября – то возможно, что это явление привело к ассоциированию народом духов и ламп. А это в свою очередь привело к традиции вырезания страшных лиц на их поверхности. Это старая легенда, что духи умерших предков или «призраки» касаются пламени свечи, мерцающей в ночь Самайна.
А как насчет конфет?
«Кошелек или жизнь» — занятие, практикуемое в США — представляет собой сложный обычай, происходящий от нескольких традиций Самайна, одновременно оставаясь уникальным для этой страны. В связи с тем, что ирландские иммигранты были преимущественно католиками, они были более склонны к соблюдению традиций Дня всех святых. Но народные традиции Ирландии умирают с трудом, и вспоминались также старые способы празднования Самайна. Старая традиция ходить от двери к двери, прося пожертвования денег или еды для празднования Нового года, прибыла в США с Британских островов. Хогманай отмечался 1 января в сельских районах Шотландии, и сохранились свидетельства об обычае «кошелек или жизнь» тех времен. Проклятия сыпались на тех, кто не делился, а щедрых благословили и хвалили. Так и зародилось понятие «кошелек или жизнь» (хотя это название как таковое стало широко использоваться лишь в 1930-х годах в США). Ношение костюмов также является древней практикой. Сельские жители наряжались призраками, чтобы сопровождать духи мертвых к окраинам деревень в конце ночного празднования.
К 1920-ым годам «кошелек или жизнь» стал способом выпустить пар для городских нищих, живущих в стесненных условиях. Невинные акты вандализма (намыливание окон и тому подобное) сменились жестокими действиями. Такие организации, как Скаутское движение, пытались вернуть празднование в безопасное и веселое русло. Они начали практику поощрения «хороших» детей, чтобы те посещали магазины и дома, прося угощения, с тем, чтобы предотвратить преступления. Эти «ночи попрошаек» стали очень популярны и развились до того, что знакомо нам как Хэллоуин сегодня.
Чем занимаются современные ведьмы в Хэллоуин?
Это важный для нас праздник. Ведьмы разнообразны и практикуют различные традиции. Многие из нас в это время практикуют формы гадания (такие как таро или руны). Многие ведьмы также проводят ритуалы в честь умерших и могут приглашать своих покойных близких к посещению, если они того пожелают. Это не является «сеансом» в обычном смысле этого слова. Ведьмы приглашают, а не вызывают мертвых, мы верим, что мир мертвых очень близок к нашему миру. Так что на Самайн и вновь на Белтейн (1 мая), когда завеса между мирами очень тонка, мы пытаемся путешествовать между мирами. Это осуществляется с помощью медитации, визуализации и астральной проекции. Так как ведьмы признают существование человека, как часть цикла жизни, смерти и возрождения, Самайн – это время для того, чтобы задуматься о смертности и противостоянии страху смерти.
Некоторые ведьмы рассматривают Самайн как время для подготовки к длинным темным месяцам зимы, время самоанализа и внутреннего развития. Они могут попрощаться с летом последним праздничным обрядом. Они могут пировать овощами и фруктами, которые они вырастили, с домашним сидром или медовухой. Они могут поблагодарить за то, что имеют, уповая на богатство в течение зимы. А другие могут праздновать на карнавалах, наслаждаясь угощениями и веселясь с друзьями. Сколько ведьм в мире, столько и способов празднования Самайна!
Комментарии: