Если даже постараться, влияния атмосферы Рождества никак не избежать. Можно изображать циничность и усталость от жизни, интересоваться, почему это все радуются как дети, и подсчитывать чужие доходы от праздника. Но все-таки современные язычники с недоумением наблюдают за происходящим на улицах, и за тем, как в их семьях отмечают Рождество. Как же справлять этот зимний праздник, для нас прочно связанный с подарками, едой и весельем?


Даже тем, кто отмечает этот день как рождение Христа, сложно оставаться сосредоточенным на глубоком смысле. Застилает глаза вся эта мишура, и беганье по магазинам, и офисные праздники, и новые игрушки для детей. Я одна из тех, кто считает, что в это время года процветает цинизм. Многие взрослые боятся «каникул»: им кажется, что в эти дни обостряются все семейные проблемы, все стрессы становятся более явными. Стремление создать идеальный праздник в стиле «Марта Стюарт» становится причиной разочарований. А дети в эти дни так сосредоточены на получении подарков, что им едва хватает времени на более естественные зимние удовольствия (зимние виды спорта, традиционная еда, музыка, декорации).

Конечно, Рождество не всегда было таким, новые поколения теряют связи с природой. Но мы по-прежнему сохраняем обычаи, уходящие корнями в сельскохозяйственные календари наших предков. Если присмотреться, современные Рождественские традиции могут много рассказать о своем древнем происхождении. Есть много обычаев, ассоциирующихся с Рождеством, а по сути, происходящих от языческих ритуалов.

На ритуальных праздниках, таких как Ханука и Кванза, косвенно чувствуется влияние Рождества, а в американских семьях в последние годы стало обычным отмечать все эти праздники практически наравне. Даже религиозный смысл времени года особо не акцентируется. И, конечно, символы сезона имеют очень светский характер: деревья, омела и остролист, Санта Клаус, северный олень… как такие символы можно отнести к рождению Христа?

День рождения Христа? Или день зимнего солнцестояния?

Для начала, давайте посмотрим на изначальные причины появления этого праздника: между Йолем и Рождеством нет особо большой разницы в их смысле; оба празднуют прибытие солнца, или сына, или, если вам так больше нравится, Источника света в мире…

Рональд Хаттон, в его прекрасной книге Место Солнца (The Stations of the Sun), рассказывает об истории Рождества. Это «имеет смысл на мифологическом уровне – архетипическое представление о рождение героя на стыке многих миров (кто это?), порожденного частично человеком, частично божественным началом. Он родился в месте, которое не является ни помещением, ни открытым воздухом, принадлежа частично людям, а частично животным, и обожал тех, кто на обочине социума».

Большинство современных атеистов признают Йоль как возрождение светлой половины года. Некоторые традиционно играют в Oak King(Дубового короля) и Holly King (Остролистового Короля) также как и в середине лета. В обоих случаях, и летом и зимой, восхваляется смена царствования одних над другими. Есть мнение, что дата Рождества выбрана неслучайно. Совпадение её с языческим праздником солнцестояния способствовало «обращению язычников» (населения страны, обитателей вересковых пустошей) на путь Христианства.

Первая запись о причинах возникновения праздника именно 25 декабря была сделана в 354 г. н.э., в Риме. Неизвестный ученый писал: «это было выбрано для язычников, чтобы отпраздновать рождение солнца…когда умы церкви поняли, что христиане имеют симпатию к этому празднеству, они приняли совет и решили, что Рождество будет правильно торжественно отмечать в тот самый день».

Тем не менее, традиция отмечать солнцестояние в этот день тоже не так уж стара: по сохранившимся записям, была утверждена в 274 году императором Аурелием. Через столетие, архиепископ Константинопольский заметил, что зафиксировать дату «Рождества солнца праведности» было необходимо, потому что «пока язычники были заняты их богохульными обрядами, христиане могли восхвалять свои святыни без волнений». Святой Аугустин призвал христиан чтить «того, кто сделал солнце, а не само солнце».

С другой стороны, полагают, что слово «Йоль» (Yule)происходит от разговорного скандинавского термина, обозначающего «колесо» (wheel). Есть также версии о корнях из старого английского слова «веселый» (jolly). Но его точная этимология до сих пор обсуждается. Вариант происхождения от «колеса» мне кажется более разумным, в эту дату отмечается переломная точка в Колесе года, и для многих культур и календарей это начало нового года.

Мы знаем, что ритуал зимнего солнцестояния был очень значимым в древние времена. Эта дата была моментом, когда дни снова становились длиннее, когда свет возвращался в земли. Деревенский народ, который порой и голодал в зимнее время, по понятным причинам радовался. Использование свечей, как украшений и ритуальных предметов, ведет начало из древних времен и ясно указывает на важность почитания божества света. Возвращение солнца означало, что весна уже в пути, то есть приближается рождение новых животных в стаде и размягчение пахотной земли. Это было желанное время для наших предков, которые жили скотоводством и фермерскими хозяйствами. 25 декабря было священным днем, когда они поклонялись и восхваляли солнце как божество. Это было символом выживания в холодные месяца зимы, в течение которой они кормились высушенным мясом животных, зарезанных на Самаин, и тем небольшим количеством продуктов, которые они могли сохранить из последнего урожая.

В фольклоре различных культур часто упоминается о ритуалах зимнего солнцестояния. И всегда главные их символы связаны с земледелием и животноводством. Другими словами, зима — это время дефицита, и возвращение света было предвестником нового роста. Во Фразеровской «Золотой ветви» (The Golden Bough), отмечается, что Вифлеемская – означает «дом хлеба» и это указывает на ассоциации с рождением Христа древних ритуалов, восхваляющих бога зерна и растений. Основной момент в христианской мессе — обмен хлебом, который представляется как тело Христа. Все эти символы зародились задолго до рассвета христианства. И распитие фруктового вина, в дополнение к почитанию древних божеств урожая, подобно Бахусу и Дионису, было также надеждой получить обильный урожай винограда в следующем году.

В тех районах, где были более важной культурой другие фрукты (например, яблоки в Англии) многие ритуалы развивались вокруг благословения фруктовых садов на Святки. Обрядом под названием «саининг» благословляли фруктовые деревья и домашний скот, чтоб они принесли обильную пищу в следующем сезоне. Многие из святочных песен отражают это в своих текстах, таких как «И здесь Вишня и его правый глаз, Может Йоль принесет нашей хозяйке хороший мясной пирог». Здесь, Вишня – общее название для чалой коровы, в морду которой бросали чашку с сидром. И в том, как её голова повернется, угадывали здоровье стада в ближайшие месяцы.

Остролист и Плющ. Кто назвал это «поклонением деревьям»?

Другой популярный символ Святок — использование вечнозеленых деревьев, таких как остролист, плющ и омела, для украшения помещений. На Британских островах с незапамятных времен было принято украшать сезонными цветами или растительностью все праздники. Традиционными «вечнозеленые» растениями были тогда те, что были красивы в зимние месяцы — розмарин, дрок, лавр, кипарис и тис. Традиция целоваться под веткой зелени впервые стала распространенной в конце 18 века, и ветка, похоже, должна была быть из падуба или дрока, или это могла быть омела. Древние ассоциации омелы с Друидами были упомянуты в Рождественской короткой истории Вашингтоном Ирвином в 1918, примерно во время возрождения интереса к Друидам в Англии. Но, скорее, её вид в течении зимы и прекрасные белые ягоды были основными причинами её популярности, как «куста поцелуев».

Многие современные ведьмы до сих пор выполняют ритуал Oak King(Дубового короля) и Holly King (Остролистового Короля), как Середины лета и Середины зимы. Остролистовый король правит убывающим годом, Дубовый король — прибывающим. Две битвы друг с другом за господство в Лита и Йоле, соответственно. Этот обряд является символическим принятием жертв от молодых мужчин племени, чтобы успокоить богов, которые правят сезоном. Учитывая это, становится ясно, что Христос, подобно Персидскому богу Митра (также родился в середине зимы) это символ омоложения и света. В холодном климате простое выживание основывалось на существовании от одного урожая до следующего. Восхваление возвращения солнца было проявлением надежды на обильный урожай и здоровый скот. На Британских островах (родине современного колдовства, и области вековых религиозных противоречий и тайн) многие другие обряды и обычаи до сих пор живы и отражают эти «языческие» (обитателей вересковых пустошей, или народа страны) пути жизни.

Ешь, пей, веселись или, Как не соблюдать диету во время праздников

Несомненная особенность Рождественских праздников – объединение вокруг традиционной еды, и освященные временем «традиции» пира (и, в нашем малоподвижном обществе, переедание). Многие из нас, кто праздновал Рождество, будучи ребенком, имеют яркие воспоминания об особых блюдах. Некоторые мы любили, некоторые ненавидели. Например, моим собственным фаворитом был запеченный с розмарином цыпленок, которого готовила моя бабушка; и жареная корюшка моего папы; но я с ужасом смотрел, как другие члены семьи ели кальмаров или Йоркширский пудинг. Изобилие традиционной выпечки и сезонных сладостей есть во многих культурах, но особенно принято в Германии, Италии и Великобритании. Там издавна принято тщательно продумывать меню, создавая его специально для Йоля.

Первоначально, пир в этот период преследовал несколько целей. Одна — подтверждать обильной пищей близость периода возрождения. В течение зимнего дефицита это было способом физически выразить надежды на изобилие в приходящем году. Во-вторых, в странах, где зима была очень суровым и неактивным временем (как в рыбацких и земледельческих общинах сельской Шотландии), праздник был способом смягчить скуку и депрессию. В-третьих, организация мероприятий Йоля у средневекового дворянства понемногу переросла в статусное событие, в котором домохозяйства соперничали с другими в щедрости к общинам. Для бедных это означало хорошую еду и получение столь необходимых подарков, таких как новая одежда или обувь. В течении Реформации, когда празднование Йоля было едва ли не запрещено, оставались некоторые упрямые монархи и лорды, которые упорствовали в своих праздничных ритуальных угощениях и кормили своих слуг хорошим мясом. Этим они смягчали их бедственное положение, так как рост уровня бедности означал и критическую нехватку еды зимой.

Христианство постепенно узурпировало языческие манеры поклонения, такие как обычай Адвента. Он является ускорением долго длящегося месяца перед Рождеством, отражая те времена, когда люди должны были выживать, съедая очень мало. В «быстрый месяц» нельзя было есть яйца, мясо или сыр — это среди богатых. Среди бедных мясо ели и так редко, так что в Адвент отказывались от других продуктов, таких как сидр. Затем стало обычаем празднование 25 числа, и чествование этого дня актами гостеприимства и щедрости. Богатые должны были открыть для всех свои двери и кошельки. Это вполне могло быть предшественником традиции помощи тем, кому повезло меньше и дарения подарков тем, кто служил другим весь год, таким как почтальоны, помощники по дому и т.д. Но были и случаи, когда дворяне отмечали этот день только с социально равными себе, а не с подчиненными. Одно стихотворение из этого времени говорит: «На Рождество мы устроим банкет для богатых и бедных, кто тогда (хоть и скряга) но откроет свою дверь?»

Несмотря на распад английской аристократии, в этом столетии все еще очень часто можно было увидеть остатки традиций, имевших место среди сельской знати. В качестве двух превосходных иллюстраций празднования Рождества в Английских поместьях в начале 20 века, я бы рекомендовал посмотреть фильмы A Handful of Dust (в главных ролях Kristin Scott Thomas, Rupert Graves и Sir Alec Guinness) и The Shooting Party (в главных ролях Sir John Gielgud и James Mason). Первый показывает подлинную версию маскарада, второй – прекрасно рассказывает об отношениях между крестьянами и аристократией и о том, как размывалось различие между этими классами во время праздников.

Концепция пиршества в средние века была, конечно, отлична от той, которая появилась в последующие годы, когда достижения в сельском хозяйстве и гигиене стали доступны большему числу людей, и дали возможность лучше питаться. В то изнурительное время, пища на Йоль/Рождество была очень сложной, особенно среди знати. Общей чертой для богатых столов, была голова кабана в центре, это впервые было записано о Йоле по запросу епископа Херефорда в 1289г. Также известно, что блюдо стало некоторым статусным символом, показом возможности приготовить её, о чем были даже написаны песни, восхваляющие это, такие, как «Голова вепря Кэро» («The Boar’s Head Carol»):

«Голову вепря в руках мы несли, украшенную лавром и розмарином»

По мере того, как дикий кабан постепенно стал вымирать (они все исчезли из лесов Шотландии в 16 веке), его наличие на Йольском празднике все чаще и чаще оставалось только для дворян, которые могли позволить себе снарядить охоту для добычи неуловимого зверя. Символика кабана в Кельтской мифологии широко известна. Его сила, безжалостность и ум делали его желанной добычей среди древнекельтских воинов, что изображено на многих артефактах, украшениях и доспехах из Бронзового века. Это был самый ценный источник пищи в военных походах, в которых мужчины чтили качества животного и призывали его дух, пируя его мясом. Клыки дикого кабана носили как талисман для придания отваги его владельцу.

На многих рождественских королевских банкетах были незабываемые меню с огромным количеством экзотических продуктов. Ричард II однажды устроил праздник для 10 тысяч человек: к столу были поданы 200 быков и 200 бочек вина. Генрих V собрал воистину королевское застолье, где кушанье под названием зельц (мясо живота борова) было основным блюдом. Среди прочих деликатесов, там были также «финики со сливками, карп, креветки, палтус, окунь, свежие осетры с икрой, жареная морская свинья, угри и миноги, маринованное мясо, украшенное боярышником и марципаном». Развлечением была не только еда, было принято нанимать гусляров, певцов, рассказчиков историй или менестрелей. Праздники у богатых было очень пышные. Стремление к изобилию было распространено и в общинах, которые организовывали свои, более скромные события, объединяя свои возможности для приобретения еды и напитков целыми церковными приходами. Они тоже нанимали артистов или ставили свои собственные представления (эта традиция до сих пор жива в США с разыгрыванием традиционных «рождественских сценок»).

Нетрудно понять, что Рождество со временем превратилось в торжество излишеств, крутящееся вокруг пищи, пития и удовольствий и, конечно, дарения подарков. Праздничный разгул шопинга, к сожалению, уже не приводит нас к истинному удовольствию от подарков. Но его происхождение основано на простых ценностях щедрости и гостеприимства.

Дарение подарков, возможно, берет истоки из другого декабрьского праздника. Праздник Сатурналий (на который чествовали бога Сатурна) был давно известен у римлян, еще до их вторжения в Британию, и отмечался 12-17 декабря. Хозяева ждали слуг на обед с мясом, были и дары света, в частности, свечи (это могло быть поклонение солнечному божеству в честь приближения солнцестояния). Другой традицией, был обмен подарков на монеты, мед, инжир и кондитерские изделия. Мед и инжир считались афродизиаками. Также были высоко ценимы за питательность (мед – натуральный консервант и, как полагают, восстанавливает молодость в коже). Дарование монет произошло из английских традиций раздавать монеты тем, кому меньше повезло или открывать господский кошелек чтоб накормить хозяйских слуг. Эти римские обычаи с использованием свечей и обмен подарками в середине зимы показывают, как, много позже, Йольские традиции могли возникнуть из старого праздника Сатурналий. Может быть, там же возникли традиции святок и колядования от двери к двери, в ожидании подарков и денег. Хотя многое появилось естественным путем в течение многие лет из различных обычаев как дворянства, так и крестьянских классов Англии.

Например, Святки — многими любимый обычай, который вдохновил на написание многих песен специально для этого случая:

«Святки, святки, по всему городу
Наша чаша белая и наш эль коричневый
Наша чаша сделана из белого кленового дерева
Со святочной чашей, мы будем пить вот имя тебя.»

Термин Святок (wassail) в Старой Англии значил «ваше здоровье». Он берет начало в 14 столетии, когда главный на сборище брал традиционную чашу или кубок, полные глинтвейна, и кричал «Wassail!» и другие тосты. Кубок мог затем быть передан с поцелуем к следующему человеку, и передавался до тех пор, пока все в зале не выпьют из него. Что интересно, некоторые современные Викканские ковены поддерживают традицию, когда передают пироги и вино по кругу. Есть другой нюанс, связанный с Викканскими обычаями: Хаттон отмечает, что в течение долгого времени исполнялись обычные святочные колядки, а потом уже сложился их традиционный танец. И что этот танец исполнялся мужчинами и женщинами, держащимися за руки, встав в кольцо. Звучит похоже на многие гарднерианские ритуальные круги, в которых я был…это еще один пример древнего народного обычая сельской местности в Великобритании, который передается вплоть до современного времени и используется в колдовских обрядах.