Вальпургиева ночь

Вальпургиева ночь — ночь с 30 апреля на 1 мая, языческий, христианский праздник, который отмечается в странах Центральной и Северной Европы. 

Своими корнями традиция празднования Вальпургиевой ночи уходит к языческим временам, когда таким образом праздновался приход весны. В христианской традиции это день святой Вальпурги, сестры святого Виллибальда, английской проповедницы христианства в франкских краях. Несмотря на то, что раннее христианство часто христианизировало языческие традиции, оба праздника слились в одно. В традиции нордических мифов Вальпургиева ночь символизирует время, когда Один умер, чтобы понять значение рун.

Считается, что в эту ночь слабеет граница между мирами мертвых и живых. Люди разжигают костры, чтобы отогнать мертвых и неприкаянных духов, по поверью блуждают в эти времена посреди живых. На рассвете наступает праздник Первомая.

История

Согласно традиции Друидов, в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Бельтан, праздник Солнца, которым начинается светлое время года, а природа получает от светила и дарит человеку особенно много энергии. Бог Солнца в этот момент становится особенно сильным и оплодотворяет богиню Земли. Кельты отмечали Бельтан в сакральных центрах страны.

Во время празднования Бельтейна древние кельты собирались на возвышенных местностях (то есть в горах), там жгли огни, танцевали, и вступали в ритуальные половые отношения друг с другом (ритуальные половые отношения между мужчинами и женщинами в этот праздник, по верованиям язычников, должны были обеспечить плодородие земли).

Название Вальпургиевой ночи произошло от совпадения с празднованием 1 мая памяти святой Вальпурги (Вальбурги), сестры святого Виллибальда, канонизированного в 778 году.

Так как 1 мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник, Белтайн), то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обычаев в пользу христианства, несмотря на строгий запрет (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1 мая.

Это способствовало распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.

Традиции празднования в разных странах

Празднование с факелами в Гейдельберге, Германия.

В ночь с 30 апреля на 1 мая по всей Центральной и Северной Европе зажигаются огромные костры, чтобы отогнать ведьм, которые слетаются в эту ночь на шабаш. Программа праздника не менялась уже более 100 лет: старинные игры, выступления студенческих хоров и традиционные костры. Во многих европейских странах с заходом солнца мальчишки начинают кричать и зажигать петарды, так как считается, что лучшее средство от духов — шум.

В Германии считается, что ежегодно в ночь на 1 мая на вершины Броккен и Блоксберг в горах Гарц (от Hart — «лесистые горы», там растут пихты) слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.

 

В Скандинавии жгут костры, чтобы призвать весну, отпугнуть духов и избавиться от мусора, что накопилось за зиму, а также едят гравлакс — свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.

В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки.

В Баварии шутники мажут дверные ручки зубной пастой, переносят двери в другое место и вытаскивают из ботинок шнурки.

Финны считают, что в полночь последнего дня апреля нет ни одной вершины холма, где не сидели бы ведьмы с колдунами.

Легенды и предания

Согласно легенде, именно в ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы, дождавшись определенного часа, натирают тело волшебной мазью и, произнеся заклинание, вскакивают верхом на метлу, которая в мгновение ока донесет их до места шабаша.

Ведьмы, хихикая, рассказывают друг другу о свои черные дела, которые они сумели сделать в течение года, и сговариваются о новых безобразиях. Тем, кто особо отличился, сатана, что возглавляет праздничное застолье, дает отхлебнуть хмельного зелья из конского черепа, тех же, кто ему не угодил, стегает плетью. Вскоре начинается сумасшедший танец, и на следующий день на месте «танцплощадки» можно разглядеть следы коровьих и козьих копыт.

Музыканты играют на лошадиных черепах вместо скрипок, смычки же им заменяют кошачьи хвосты. Наконец,  сжигают черного козла, черного быка и черную корову, а потом в кромешной темноте прибегают к телесным утехам. После этого праздник закончен. Уставшие, но довольные, ведьмы вновь садятся на метлы и отправляются по домам, где им предстоит старательно выполнять роль добропорядочных (или не очень) жен, с нетерпением ожидая очередной Вальпургиевой ночи, которая состоится ровно через год.

Комментарии:

1 Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.