Мифы о Солнечном затмении

Мифы о Солнечном затмении

Люди веками придумывали объяснения для Солнечного затмения.

Мифы о Солнечном затмении

Солнечное затмение происходит один-два раза в год в разных уголках Земли. Не удивительно, что люди по всему миру веками пытались объяснить исчезновение Солнца с небосвода.

Тысячелетиями люди зависели от движения Солнца, его света и тепла. И, конечно, во время Затмения наши предки выдумывали сказки и легенды, позволяющие надеяться на лучшее.

В большинстве культур мира, затмения считались плохим предзнаменованием, символом надвигающихся войн, природных катастроф, болезней. Но все люди были настроены столь пессимистично. Например, в некоторых африканских племенах, Солнечное затмение было символом примирения.

Давайте вспомним самые интересные и популярные версии исчезновения Солнца.

Мифы о Солнечном затмении

Викинги считали, что во время затмения небесные волки охотились за Солнцем или Луной, так как не могли устоять перед столь заманчивыми сверкающими шарами.

Более забавно звучит версия жителей Вьетнама, что время затмения большая ненасытная жаба ест Луны или Солнце.

В китайском языке сам термин «затмение» произносится, как «ши» — есть.

Чтобы вернуть себя Солнце люди использовали разные ритуалы. Например коренные народы Америки, шумели, пели, играли на музыкальных инструментах, чтобы напугать и прогнать демонов/злобных духов, укравших их Солнце.

Мифы о Солнечном затмении

Согласно корейской мифологии, веками пожарные собаки, пытаются украсть слишком горячее Солнце и слишком холодную Луну, по приказу Небесного Короля. Но каждый раз они терпят неудачу, лишь изредка удается собакам укусить небесную сферу — в это время и происходит затмение.

Самая эпичная история о Солнечных затмениях принадлежит Индии. Индуистский демон Раху мечтал о бессмертии и силе богов. Чтобы достичь своей цели он украл эликсир вечной жизни, но Солнце и Луна успели предупредить бога Вишну о преступлении и рассказали, где скрывается Раху. Вышну успел отрубить голову демону до того, как он проглотил эликсир, и теперь голова Раху получила бессмертие/, а его тело исчезло во времени. И сейчас голова Рахну преследует Солнце и Луну, чтобы отомстить за мучения. Иногда он даже проглатывает их, но так как у Раху нет горла — съесть небесные тела он не может.

Мифы о Солнечном затмении

В Королевстве Тогу Затмение — это время примирения, отказы от мести и вражды. Люди до сих пор верят, что во время затмения начинается битва между Солнцем и Луной, они призывают их остановиться и забыть прошлое, отказаться от гнева и вражды.

Даже сейчас, несмотря на век технологий и науки, есть люди, которые верят в суеверия связанные с затмением. Например, что во время затмения можно сойти с ума, если наблюдать за этим событием или что затмение опасно для беременных женщин и неродившихся детей.


Русальная неделя

Русальная неделя

Русальная неделя в 2018 году с 21 по 27 мая

Русальная неделя —  в народном календаре троицкая, иногда,   2 недели, предшествующие  Троице, в некоторых областях период с Семика (Николина дня — Никола летний)  до Духова дня (Петровского заговенья — воскресенье после Троицы).

Русальными также иногда называют —  поминальные дни накануне Троицы, отдельные дни троицкой недели, Преполовение Пятидесятницы (среда на четвертой неделе после Пасхи).

Это период прощания с Весной во время которого проводились обряды: вынос троицкой берёзки, «проводы русалки», «похороны Костромы», «вождения коня», «проводы весны».

Русальная неделя — названия дней недели в разных регионах

Русальная неделя

  1. Понедельник — Духов день, Троица, Именины Земли, Земля именинница, Провожание русалок, Русальница, Иван-да-Марья, украинское — Богодухів день, Розигри,  белорусское — Брэзжыны.
  2. Вторник — Проводы Русалок, Похороны русалки, Изгнание русалки, Вода именинница, День воды, Кострома, Проводы Весны, Родительский день, Скорбящая, Ярилин праздник, полесское — Кiнскiй Велык-день, Семик, Духов день, сербское- Водени уторак.
  3. Среда — Конец Зелёным святкам, Проводы русалок, Бураломы, Сухая среда.
  4. Четверг — Русальская пасха, у белорусов — Русалчин Великдень, у украинцев — Русальний Великдень, Мавський великдень, Навська трійця, Трійця умерлих, Сухий день, Кривой четверг, у сербов —  Русальный четверг .
  5. Пятница — Игрище Ярилы.
  6. Суббота — Летние Деды.
  7. Воскресенье — Игрище Ярилы, Ярило, Заговень , Строма , Развивание венков, Русальское воскресенье , Русальское заговенье, Крапивное заговенье, Кострома, Проводы Весны , День всех святых.

Русальная неделя: празднование и обряды

Русальная неделя

Русальная неделя не отличалась каким-то особенным столом. Ели крашеные в зеленый и желтый цвет, в отличие от красных пасхальных, яйца, готовили яичницу. Пекли  караваи, сдобники. Жарили драчену (мука, яйца, молоко), сочники и сырники.

Обычай Русальной недели требовал готовить еду  вскладчину, а  стол накрывать в поле или в лесу за околицей.

Русальная (Троицкая) неделя у южных и у восточных славян — это кульминация всего троицко-купальско-петровского цикла. Она завершает довольно  протяженный период, связываемый в весенней мифологии славянства с пребыванием на земле, среди живых, душ предков.

В духовскую субботу отмечаются общие для всех православных славян поминки по умершим, символизирующие уход душ в места их вечного пребывания. После этого в календаре восточных славян, особенно в украинско-белорусских районах, наступает время «заложных» (нечистых) покойников. Это, главным образом,  умершие девушки и малолетние дети, которые появляются на земле с того света на короткий период Русальной (Троицкой) недели.

Именно с этим и связывается украинское наименование этого дня  — «Русалчин Великдень», т. е временное воскресение русалок (или Навская троица — навка одно из наименований  мавки — злого духа славянской мифологии в облике женщины).

Русальная неделя заканчивается по верованиям славян тем, что русалки покидают землю и возвращаются на «тот свет».

У восточных славян и западных, балканских, русальная неделя  тесно связана с метеорологической тематикой.

На это время приходится огромное количество запретов, установлений, магических обрядов, которые направлены на предупреждение засухи, бурь, града, много и обрядов на вызывание дождя.

У всех славян основным эпизодом русальной недели было обряжение зеленью домов, хозяйственных построек, улиц, церквей, кладбищ, полей, загонов для скота и самого скота.

Эти обряжения получали разные толкования и не всегда имели отношение к русалиям.

Русальная неделя, завершавшая собой весенний годовой цикл, воспринималась как время опасное и неблагоприятное —  время, связанное с необходимостью соблюдать множество запретов и с обязательностью ритуалов проводов весны.

Запреты предостерегали людей от совершения тех действий, которые могли бы привести к появлению неудачного потомства у скота и домашней птицы, неудачных овощей, фруктов и других культурных растений.

Русальная неделя — время, когда нельзя было сажать кур на яйца, сводить скот, сажать или сеять что-либо. Считалось также опасным быть зачатым в этот период, родиться или умереть.

Болгары, например, верили,что человек, умерший на Русальной неделе, может перевоплотиться в вампира, и что зачатый в это время обречен быть в дальнейшей жизни парализованным.

У восточных славян верили, что девушки родившиеся и умершие в этот период могли превратиться в русалок.

В течение Русальной недели налагался запрет на работы  плетения, кручения , витья веревок, рубку, стрижку и тому подобные работы, так как это могло вызвать рождение «неправильного»  потомства у людей, домашнего скота и домашней птицы.

В Смоленской и Витебской областях верили, что, если нарушить эти запреты, то могут родиться шестипалые дети или дети с изуродованной губой.

Гуцулы не разрешали шить на Зеленые святки, считая, что, ели нарушить этот запрет, то в дом вползет змея и укусит человека.

А Полтавской области в течении русальной недели нельзя было пропалывать свеклу, иначе потом в борще могут  попасть жаба или мышь.

В Белоруссии не строили дом в период между Духовым и Петровым днями, если нарушить этот запрет, то в доме непременно заведутся тараканы и клопы.

По народным верованиям, в русальную неделю, когда цветет рожь, русалки выходят из воды и гуляют по полям и лесам. Они охотятся на молодых парней и девушек и могут защекотать их на смерть, заманивают их в свое подводное царство. Особенно опасно купаться в реках на этой неделе, потому что русалки защекочут и оставят у себя.

Подстерегая прохожего за околицей села, русалка спрашивала его: «Полынь или петрушка?» Если покажешь полынь, русалка исчезает, если же ответишь «петрушка», то она говорит: «Ты моя душка!» и может защекотать на смерть.

Русальная неделя

Самой распространенной была мысль о том, что на Русальной неделе в поле и лесу, над прудами и реками, ходят неприкаянные души  девушек-утопленниц, которые превратились в русалок.

 


Кто такая Геката?

Кто такая Геката?

Геката богиня ночи, мрака, колдовства

Геката в Древней Греции была особенной богиней, ее считали покровительницей мрака, ночных кошмаров и чародейства. Не случайно сами греки ей поклонялись как бы тайком от самих себя. Она была «хтонической» богиней, доставшейся в наследство от «войны богов» — «доолимпийского» периода в культуре греков (до победы и вознесения Зевса на гору Олимп). Но власть ее была настолько подавляющей, что она вошла в новый пантеон, и греки знали, что она «вечная как ночь».

По мифам Геката дочь титана Перса (что наряду с другими деталями выдает ее восточное происхождение), а в ее имени есть древний женский корень «Ге» (сравните Гея, Гера и Геката). Любвеобильный Зевс дал ей в удел власть над судьбой земли и моря, а Посейдон – великую силу. Геката была трехликой, то есть имела три ипостаси (как Морена у славян). 

Дневной лик Гекаты: покровительница охоты, пастушества, юношества, общественных занятий, таких как собрания, состязания, судебные прения и военные достижения. Борьба ради борьбы. Здесь она представала как женщина среднего возраста, опытная и мудрая советчица людей (Морена, «Марья искусстница»). 

Ночной лик Гекаты: покровительница мрака, ночи, кошмаров, мести, разврата и колдовства. Прекрасен и устрашающ облик, змеи в волосах. Она охотница (как и дева Артемида – сестра Аполлона и воительница), но ее охота мрачная, ночная, и свора ее гончих псов бежит среди могил и призраков. Именно в этой своей ипостаси она помогала Медее в приготовлении зелий. Ей молились отвергнутые влюбленные и убийцы. Она внушала, как готовить отвары для приворотов и яды («Марья развратница») 

Третий лик Гекаты: небесная, «Урания Геката» — неодолимая духовная любовь. Она юна и красива той небесной красотой, что не вызывает плотских желаний, а только преклоненье и восторг. В этом облике Геката помогает философам, ученым, «выводит души» людей из Царства мертвых к свету и любви («Марья аскетка»)

Считалась, что Геката покровительница всех гетер: специально обучаемых в греческой культуре женщин-подруг (прошу не путать с банальными проститутками – читать «Таис Афинская» И.Ефремова), в отличие от женщин-жен, которым покровительствовала Гера. 
В образе Гекаты чувствуется переплетение представлений протоарийских народов, связывающих два мира: живых и мертвых («явь» и «навь» славян). Она и мрак, и свет одновременно. Изображения ставились на перекрестке трех дорог. В Римский период Гекату называли Тривией («трехликой»). Бывали храмы и в честь лишь одной из ипостасей Гекаты, поскольку трудно обычному человеку осознать триединство любого бога вообще (чит «Мой Рагнарек» М.Фрая).

Богиня Геката входила в число важнейших божеств древнего мира. Зародившись во тьме доисторических времен, ее культ сохранялся на протяжении трех тысячелетий. Он пережил периоды греческой архаики, классики и эллинизма, Римскую и Византийскую империю и даже «темные века» Европы, ибо следы древнего поклонения этой богине обнаруживаются даже в эпоху Возрождения.

Геката была богиней рубежей, властительницей всех границ и переходных периодов в человеческой жизни. Кроме того, она почиталась как защитница, отвращающая зло и выводящая на верный путь, о чем свидетельствуют некоторые из ее многочисленных эпитетов. Тройственный облик Гекаты указывает на ее власть над тремя мирами: небом, морем и землей. Об архаических истоках ее культа свидетельствует то, что она изображалась с головами различных животных, каждое из которых символизирует одну из граней ее разностороннего характера.

Геката ассоциировалась с посвятительными церемониями ряда античных мистериальных культов — не только знаменитых Элевсинских мистерий, но и культа Деметры в Селинунте (Сицилия), а также мистерий, бытовавших в Аргосе и на греческих островах Самофракия и Эгина.
С именем Гекаты связывалось множество эпитетов, описывавших различные роли и качества, в которых она выступала в тот или иной период. Вот некоторые из наиболее известных ее именований:

• Хтония («земная»),
• Дадофора («факелоносица»),
• Энодия («дорожная»),
• Клидофора («ключница»),
• Куротрофа («кормилица детей»),
• Фосфора («светоносная»),
• Пропола («спутница»),
• Пропилея («привратница»),
• Сотейра («спасительница»),
• Триформис («трехтелая»),
• Триодитис ([богиня] «трех дорог»).

Большой храм Гекаты располагался в городе Лагина в Карии (на территории современной Турции), где ежегодно проводилась церемония под названием «kleidos agoge» («шествие с ключом»). Сара Айлс Джонстон, автор книги «Геката Сотейра», предполагает, что эта процессия была связана именно с Гекатой в ее роли Пропилеи — хранительницы врат 1. Кроме того, само название церемонии ассоциируется с эпитетом «Клидофора», который эта богиня носила как хранительница ключей от подземного мира, выносящая решение о том, кто из усопших заслужил блаженное посмертие на Елисейских полях. В данном контексте она выступает как проводница души умершего на последнем этапе загробного странствия. А в посвященном ей орфическом гимне Геката именуется, ни много ни мало, «Ключницей Вселенной».

Изображение

Есть версии, что в ранней эллинской истории Геката была богиней вполне добродетельной, связанной с Луной. Затем эллины, принесшие патриархальный порядок, вытеснили богиню и она стала для них грозной и страшной. Тем не менее, от Зевса Геката получила власть над судьбой земли и моря, а от Урана (деда) ей досталась великая сила. 

Так в древние времена Геката покровительствовала охоте, пастушеству, разведению коней, охраняла детей и юношей, даровала победу в состязаниях, в суде, на войне. Позже, с усилением культов Гермеса, Артемиды и Аполлона ее влияние падает, или скорее, изменяется. Атрибутами ее становятся ключ, плеть, кинжал и факел. 

Гомер, как ни странно, не упоминает о Гекате. Возможно, это связано с тем, что ее культ был скорее «женским, народным», нежели «дворцовым». Скорее ее славили простые (и не только простонародные) женки, собираясь на свои праздники или иные сборища. Впрочем, Геката упоминается в Гомеровых гимнах (как известно, относящихся к эпохе Гомера, а вовсе им не составленных). Там она близка Деметре и Персефоне, но исключительной роли не играет. Впоследствии культ Гекаты стал особенно популярен у орфиков — мистиков. Также ее сближали с богинями, так или иначе связанными с мистериями (Рея, Кибела, Персефона, Деметра). 

В классическую эпоху Геката стала богиней луны, ночи и подземного царства. Чаще ее изображали с факелом в руке. Статуи Гекаты ставились на перекрестках, чтобы охранять от зла. В то же время именно ее винили в безумии и появлении призраков. Еще позднее Геката становится покровительницей колдовства и прародительницей всех волшебниц. Она несла ответственность за постигающее людей безумие, помешательство или одержимость какой-либо идеей. В то же время она могла защитить от злых демонов и колдовства. 
В Риме Гекату сопоставляли с богиней Тривией — «богиней трех дорог».

Родословная

Ее называли Энодия… По свидетельству Аполлодора, Геката была дочерью титанов Перса и Астерии. Астерия была родной сестрой Лето, матери Аполлона и Артемиды. Родителями обеих были титаны Кей и Феба. Перс был рожден от Крия и Эврибии, дочери Понта. (Последний, видимо, был морским титаном, олицетворением моря.) 

Астерия, мать Гекаты, подверглась в свое время сексуальным преследованиям Зевса, как и ее сестрица Лето. Но Астерия приняла образ перепелки, лишь бы избавиться от докучливого совратителя. Ее именем (по словам того же Аполлодора) — Астерия — был первоначально назван город Делос. Именно в этом городе сестра Астерии Лето смогла наконец остановиться и родить от того же Зевса близнецов Артемиду и Аполлона. 

Сервий, в комментариях к «Энеиде» Вергилия говорит, что Астерия сама упросила богов, чтобы они превратили ее в перепелку. А когда она-таки в образе птицы пересекла море, мстительный Зевс превратил ее в скалу, которая по просьбе ее сестры Лето, очередной наложницы Зевса, стала-таки островом. Вероятнее всего, Астерия тогда уже успела родить Гекату от титана Перса, иначе как бы это могло произойти со скалой или островом?.. Неудивительно, что после того, что произошло с ее матерью и теткой, Геката не особенно связывалась с мужчинами, и вдобавок присвоила себе (Зевсу осталось лишь согласиться) исключительное право бродить по всем мирам так и когда ей захочется. 

Астерия ассоциировалась с ночным небом — не только как покровительница астрологии, но и как подательница вещих снов. В храме Астерии на острове Делос практиковалась инкубация — обычай оставаться в святилище на ночь, чтобы получить пророческий сон. По-видимому, эту связь с оракулами и сновидениями Астерия передала своей дочери Гекате по наследству. Сестрой Астерии была Лето, родившая от Зевса божественных близнецов Артемиду и Аполлона, которым Геката приходилась, соответственно, двоюродной сестрой. Впоследствии образы Гекаты и Артемиды сблизились очень тесно и даже слились воедино.
Что касается титана Перса (Perses), то его имя обычно переводится как «Разрушитель», но это же слово, «perses», также употреблялось в значении «персидский». Греческий историк Геродот в своем основном труде, написанном в V веке до н.э., утверждает, что персы получили свое название от имени Перса, сына Персея (Perseus). Ввиду этого можно предположить, что отец Гекаты мыслился как перс, то есть житель Ближнего Востока. В различных источниках имя ее отца приводится в разных вариантах («Persaios», «Perseus» и др.).
В гомеровом гимне «К Деметре» (VII в. до н.э.) использована та же версия происхождения Гекаты, что и в «Теогонии»: богиня описывается здесь как «…Персеева дочерь, // Нежная духом Геката, с блестящей повязкою дева».
Эту версию, наиболее распространенную из всех, поддерживало большинство авторов, вплоть до Псевдо-Аполлодора, приводящего ее в своей «Мифологической библиотеке» (II век н.э.) 16, и Ликофрона (III век н.э.), упоминающего Гекату как «девственную дочь Персея, Бримо Триморфос». Эпитеты «Бримо» («гневная» или «грозная») и «Триморфос» («трехтелая» или «имеющая три обличья») применялись к Гекате часто. Эта богиня устойчиво ассоциировалась с числом три, играющим важную роль в ее культе и связанных с нею магических обрядах.

В схолиях к поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика» о родителях Гекаты приводятся различные мнения. Утверждается, что в орфических гимнах она названа дочерью Део (Деметры), у Вакхилида — дочерью Никты (Ночи), у Мусея — дочерью Зевса и Астерии, а также что Ферекид считает отцом Гекаты Аристея. 
Эти разноречивые сведения в действительности связаны между собой более тесно, чем может показаться на первый взгляд. То обстоятельство, что в орфических гимнах Геката именуется дочерью Деметры, представляется вполне естественным в свете того, что гомеров гимн «К Деметре» использовался в орфических мистериях. Геката совершенно логично вводится в семью богинь, занимающих центральное место среди сил подземного царства и, следовательно, играющих ключевую роль в переселении душ — важнейшей теме орфических мистерий. 
Никта (Ночь) отождествлялась с Астерией, ибо что такое ночь, как не само звездное небо? Никта была одной из первозданных сил вселенной, от которых произошли боги. Роль Зевса как отца Гекаты также не вызывает удивления: во-первых, он породил и многих других богов, а во-вторых, он наряду с Гекатой играет важнейшую роль в «Халдейских оракулах».

Геката считалась матерью Эмпузы — чудовища, принимающего по ночам облик чудной девы, увлекающей путников или страшного призрака. Лицо Эмпузы пылает жаром, а одна нога — медная. Дочерью Гекаты полагали и другое чудовище — Сциллу (Скиллу). Иногда Геката отождествляется с матерью чудовищной Скиллы — морской богиней Кратеидой (Кратеей, Кратайей), а иногда и с самой Скиллой. Слияние этих персонажей объясняется, среди прочего, тем, что Кратеида, как и Геката, носила эпитет Скилакагетис («Предводительница собак»). В «Аргонавтике» Гера, покровительница Ясона, просит морскую богиню Фетиду уберечь аргонавтов: 

Также беспомощным им ты не дай ни с Харибдой спознаться,
Дабы она, их всех поглотив, с собой не умчала,
Ни в тайники ненавистные к Скилле — грозе величайшей
Вод Авзонийских — попасть, к той Скилле, которая Форку
Порождена Гекатой ночной и зовется Кратайей, —
Дабы, бросаясь, она не сдавила в челюстях страшных
Лучших героев.

Разумеется, эта версия противоречит традиционному представлению о Гекате как о непорочной деве (вспомним, к примеру, что Ликофрон в поэме «Александра» называет ее «девственной дочерью Персея»). Но подобная вариативность только лишний раз подтверждает непредсказуемый, неустойчивый, во всех отношениях пограничный характер этой богини. 

Тройственная богиня

Геката характерна своей тройственностью. Ее статуи были трехтелыми, изображавшими трех одинаковых зрелых женщин, глядящий на три стороны и держащих в руках факелы, змей (или кнуты) и кинжалы. Такие статуи Гекаты ставились на перекрестках. 

Некоторые считают, что три тела Гекаты символизируют три ее ипостаси как богини плодородия и изобилия, богини Луны и богини чародейства и мрака. Однако трудно сопоставить эту трактовку с изображавшимися в древности атрибутами богини. 

Тем не менее, Геката была тесно связана с двумя другими богинями — Деметрой, богиней плодородия и ее дочерью Персефоной (Корой) — богиней Подземного царства. Геката выступала помощницей обеих в темных делах, связанных со мраком ночи. 

Полагают иногда, что она обладала тремя обличьями — кобылы, собаки льва. А также правила триадой человеческого существования — рождением, жизнью и смертью и временем — прошлым, настоящим и будущим. Более вероятно, что ее тройственная природа была прежде всего связана с тремя состояниями Луны — растущей Луной, полнолунием и Луной убывающей. 

Ей приписывают в наше время «три кнута власти», которыми она управляет человечеством. Однако на изображениях у нее всегда два кнута (иногда замененные змеями) в двух руках. Остальные два тела держат другие предметы. Будучи изображенной в одном теле, богиня держала чаще факелы, чем кнуты (и рук у нее было всего две). 

Считалось, что Геката бродит ночью по дорогам со свитой собак и душами умерших. На ногах у нее бронзовые сандалии (кожаные, с бронзовыми нашлепками). У собак в темноте глаза горят красным отблеском. Также Гекату видят и живые собаки — тогда они начинают скулить и выть. И это признак того, что богиня рядом. Гекату сопровождали духи-демоны Керы. 

Атрибуты

«…тлетворный сок полночных трав, трикрат пронизанный проклятием Гекаты», по выражению Шекспира, мог быть соком аконита. В арсенале волшебных трав богини нередко упоминается цветок борец или аконит, получивший громкую, но печальную славу. Аконитом растение называется от древнегреческого города Аконе, возле которого в изобилии это растение произрастало. Кроме того, вблизи города находилась пещера, ведущая, по представлению греков, в ад. По преданию, аконит вырос из слюны пса Цербера. Известно, что ядовита как наземная часть растения, так и сам запах цветов. Разбавленный сок аконита укрощал чувственное влечение, и возможно, использовался в ритуалах. 

Обвитые плющем пихтовые ветки, были знаком богини Гекаты в Греции. С их помощью люди охраняли себя от недугов и колдовства. 

Из животных, с которыми ассоциировалась Геката, обычно упоминают собак. Но были еще и зайцы. 

Почитание и служение

Вера в Гекату в классической Греции считалась скорее народным суеверием. Статуи Гекаты, выставленные на перекрестках, смотрели сразу в трех направлениях. И на полнолуние проводились тайные ритуалы в честь нее. Ее скульптуры с факелами и мечами ставились перед домами, чтобы держать злых духов в страхе. В древние времена люди старались умилостивить богиню, оставляя сердца кур и медовые лепешки перед порогом. В последний день месяца на перекрестки приносили дары — мед, лук, рыбу и яйца, ягнят — самочек. 

«К этому можно добавить, что Геката, богиня колдовства, была одной из самых почитаемых женщинами богинь. У Аристофана, покидая свой дом, женщина молится Гекате у дверей. Кроме того, Аристофан сообщает об игре женщин в честь Гекаты». (М. Нильссон. Греческая народная религия.) 

Культовыми местами Гекаты считались пещеры. Ее древние алтари были круговыми, с разными надписями на них. 
Для прорицания греки использовали т.н. «Круг Гекаты» — золотой шар с сапфиром внутри. Как он работал — не очень понятно. 

Изображение

Наиболее тесно с Гекатой связывались другие хтонические божества (Гермес, Аид, Персефона и Гея), а также Зевс, Рея, Деметра, Митра, Кибела и солнечные боги Гелиос и Аполлон. Имена хтонических богов — Гермеса, Аида, Персефоны и Геи — также чаще прочих встречаются на дефиксионах (табличках с проклятиями), а Зевс и Рея фигурируют в «Халдейских оракулах» (причем Зевс — в качестве центрального божества). 

С течением времени с Гекатой частично или полностью отождествились некоторые другие богини — такие, как Бримо, Деспония, Энодия, Генетиллида, Котида, Кратеида и Куротрофа. Кроме того, ее стали сближать, а нередко и отождествлять с такими богинями, как Артемида, Селена, Мена, Персефона, Физида, Бендида, Бона Деа, Диана, Эрешкигаль и Исида.
Нередко Геката ассоциировалась с Гермесом, поскольку из всех представителей мужской части греческого пантеона он был наиболее тесно связан с идеями рубежа и порога. На дефиксионах Гермес Хтоний часто упоминается вместе с Гекатой Хтонией. Статуя Гермеса Пропилейского, стоявшего, по сообщению Павсания, у входа в афинский акрополь 21, выполняла ту же защитную функцию, что и изображения Гекаты Пропилеи. А в связывающем заклинании из греческого магического папируса 22 имена двух этих божеств даже соединяются в единое имя: «Расставляющая западни, Хозяйка трупов, Гермес, Геката, Гермеката».

В античные времена бытовала своеобразная практика. Составлялись свинцовые таблички (свинец — металл Сатурна), закапываемые в землю или опускаемые в погребение, в которых «проситель» обращался к Гермесу Подземному и Гекате Подземной с намерением причинить вред и навести порчу на своего врага. Например: «Предаю Офелиона и Канарида Гермесу Хтоническому и покорителю Гермесу. Офелиона проклинаю» Для проклятий помимо Гермеса и Гекаты, призывались Гея, Персефона и Аид. Часто встречается формула вроде: «как этот свинец сух и бездушен, так и дела врага моего пусть будут сухи и бездушны». 

Источники:

Сорита д’Эсте и Дэвид Рэнкайн «Геката: пограничные обряды» (перевод Анны Блейз)
Галина Бедненко «Богиня Геката»