Правда про 1 мая: Секс, Метлы, Волшебная мазь

Правда про 1 мая: Секс, Метлы, Волшебная мазь

Забудьте о дне солидарности трудящихся и узнайте о языческих ритуалах в майские праздники.

Давайте окунемся в мир магии, ведь в ночь на 1 мая празднуется древний праздник Белтайн, который более известен как Вальпургиева ночь. Именно в Вальпургиеву ночь, как считается, ведьмы собираются на свои шабаши. Но на самом деле древние ведьмы и современные неоязичники собираются чаще — восемь раз на сабаты (праздники в честь переходных точек колеса года) и тринадцать на эсбаты (празднование полнолуния).

Сексуальные игрища и майская королева

Правда про 1 мая: Секс, Метлы, Волшебная мазь

В древности люди считали, что природе нужно помогать — чтобы менялись времена года, чтобы животные размножались и наслаждались растения. Особенно весной, когда пробуждается природа. Помощь эта оказывалась в разнообразных праздниках и ритуалах времен года. Считалось, что именно 1 мая Бог и Богиня занимаются любовью, чтобы зачать нового Бога, который родится зимой (Бог и Богиня здесь — это собирательные образы богинь и богов в праиндоевропейских народов). Подавляющее большинство действий богов на небе находит свое прямое отражение в ритуалах — так же как на небе, так и на земле.

Поэтому в ночь на 1 мая устраивалось немало игр и действ, которые связаны с любовью и сексом. У многих европейских народов до наших дней сохранился обычай выбирать майскую королеву и майского короля, самую красивую пару села. Именно они символизируют тех небесных богов, которые помогают природе. Майскую королеву традиционно одевают в зеленый, цвет весны, или же любимый цвет эльфов у народов, где они были — потому что в эту ночь грань между мирами в это время становится очень тонкой, и эти магические существа также могли присоединиться к празднику.

Фаллическое майское дерево

Еще одним непременным атрибутом таких весенних праздников было майское дерево. Майское дерево — это фаллический символ, который является отражением мужского достоинства Бога. Его закапывают в землю — женский символ, будто оплодотворяя ее новыми силами для буйства природы.

 

Майское дерево традиционно украшают лентами и цветами, а потом танцуют вокруг, переплетая ленты зеленого, белого и красного цветов. Зеленый — цвет развития природы, белый — мужского семени, а красный — женской крови. Таким образом, даже цветовая гамма праздника символизирует единение мужского и женского.

Этот обычай сохранился до наших времен, например, в соседней Польше. Там наряжают молодую березку. В каждом регионе такое дерево сейчас украшают по-разному. Есть и обычаи похищения майского дерева, которое с определенными ритуалами потом выкупают.

Костер как символ возвращения Солнца

Правда про 1 мая: Секс, Метлы, Волшебная мазь

Невозможно себе представить любые майские празднования без очага. Для древних народов воспаление костер символизировало возвращение Солнца, тепла и постепенного увеличения продолжительности дня и уменьшение темного периода суток. Традиционным для костра против 1 мая были дубовые ветки. С священным огнем в эту ночь также было связано немало обрядов. К примеру, скот пускали через два очага ради очищения.

А древние кельты, например, сжигали на огне Бела (именно так зовут Бога, который дал древнее название праздника 1 мая — Белтайн) преступников и пленных. Обычно этот ритуал совершали в плетеных из ветвей клетках в виде исполинских человеческих фигур, например, как в фильме «Плетеный человек» 1973 года.

Также считается, что ритуальные костры разжигают, чтобы отогнать духов, которые могут блуждать между мирами в эту ночь, или ведьм, которые слетаются на шабаши.

Лысая гора, метла и волшебная мазь

Понятно, что церкви не очень нравились эротические игры молодежи этой ночи, и она всячески пыталась с ними бороться. Ночь на 1 мая «заклеймили» как собрание ведьм и нечисти — назвав Вальпургиевой ночью. Но церковникам за сотни лет не удалось преодолеть «силы тьмы» — современные «ведьмы», неоязичники и до сих пор охотно собираются в эту магическую ночь.

И в прошлом, и сейчас было и есть несколько уникальных мест для таких ночных сборищ — это Лысая гора в Киеве, на правом берегу Днепра, где когда-то стояли языческие идолы, вершины Броккен и Блоксберг в горах Гарц в Германии. В Чехии ведьмы слетаются на свои «лысые горы», а в США — на место круг «Дьявольского ставка».

Традиционно ведьмы «слетаются» на шабаши на метлах. Однако на самом деле никто на метлах не летает. Метла — это лишь еще один фаллический символ, который зажимали между ногами обнаженные женщины, помогая природе сделать еще один круг. Движение вверх во время прыжка символизирует рост растений. Вероятно, во время такого танца они подпрыгивали, что и создавало иллюзию полета. Даже в доколумбовской Америке был подобный культ — культ богини Тласольтеокль, которая обнаженная  садилась на метлу.

Также очаровательные обнаженные барышни наносили на тело волшебную мазь, которая тоже дарила ощущение полета. Было в мази и вполне практическое значение — она была достаточно жирной, потому что если бы на участниц действа охотилась инквизиция, то они бы просто ускользнули из рук в прямом смысле этого слова. В состав волшебной мази «ведьм» входили галлюциногенные компоненты и ядовитые растения, например, дурман и белладонна, что добавляло ощущений «полета».

Дьявольский бал Воланда из романа «Мастер и Маргарита» происходит именно в Вальпургиеву ночь, а Маргарита щедро пачкается волшебным кремом Азазелло, который, по сути, является той же ведовским мазью.

Ночь святой Вальпурги

Правда про 1 мая: Секс, Метлы, Волшебная мазь

Почему же такая эротично-мистическая ночь носит имя святой?

Христянство всячески пыталось бороться со свободой плоти, поэтому языческие празднования пытались вытеснить Пасхой, днем Святого Креста и святой Вальпурги. Вальпурга — английский христианская проповедница, которая якобы имела власть над водой. Святая была канонизирована в IX веке именно 1 мая. Именно от ее имени и происходит название этой ночи, хотя к языческим ритуалам, к  празднике не имеет никакого отношения.

Только вам решать, в кого и во что верить, однако не стоит майские дни превращать только в праздник собственного живота. Хоть немного помните о древние обычаи и древних богов. 


Вальпургиева ночь: что делать

Вальпургиева ночь: что делать

Ночь с 30 апреля на 1 мая – непростая. Это Вальпургиева ночь, во время которой появляется возможность предсказать будущее, провести ритуалы на исполнение желания, а также привлечь любовь. Дело в том, что Вальпургиева ночь (названа она в честь дочери короля Англии, основавшей монастырь и возведенной после смерти в святые) – время таинственное и магическое, когда травы обретают чудотворную силу, а небо «слышит» людские просьбы. 

Майское дерево 

30-го апреля до полуночи можно приготовить майское дерево исполнения желаний. Оно может находиться на приусадебном участке или же на даче, а также на подоконнике – главное, чтобы его не видел чужой глаз, иначе ничего не получится. Сшейте из красной ткани или вырежьте из красной бумаги сердечко – чтобы любовь была, найдите самую большую денежную купюру – чтобы жить в достатке, кольцо – символ вечности, кусочек хлеба – чтобы не голодать, купите или сделайте своими руками тканевый цветок – чтобы иметь цветущий вид. Все это развесьте на ветках дерева, которое обвяжите разноцветными лентами, чтобы жизнь была яркой и разнообразной. Кстати, можно повесить на ветки дерева и другие предметы, символизирующие ваши желания: хотите полететь на отдых – самолетик, выйти замуж – обручальное кольцо, родить ребенка – пупсика и т.п. Когда дерево будет готово, нужно вокруг него потанцевать с похлопыванием в ладоши, как будто аплодируете, и потопайте, чтобы изгнать негатив. Такое дерево должно стоять весь май. Каждое утро подходите к нему, обнимите или хотя бы прикоснитесь к веткам, почувствуйте, как напитываетесь энергией и уверенностью в исполнении желания. В июне разберите его и спрячьте «украшения» веток в тайное место. 

Чудотворные травы 

Соберите в ночь с 30 апреля на 1 мая травы и цветы на ближайшем поле, желательно, чтобы мимо него ходило как можно меньше людей. Принесите домой и разложите под кроватью, представляя, как из растительности исходит целительная энергетика, очищающая от болезней, безденежья, одиночества и других неприятностей. Засыпайте с чувством, что завтра все будет ХОРОШО! Утром травы и цветы соберите до последней травинки и вынесите подальше от дома, ведь эта трава теперь напитана негативом. Хорошо бы ее потом сжечь. 

Очищающий костер 

Вальпургиева ночь: что делать

В Вальпургиеву ночь принято жечь костры, чтобы изгнать нечистую силу. У каждого человека есть неприятные события, о которых хотелось бы забыть – ссора с подругой, скандал с родителями, измена супруга и т.п. Пришло время сжечь их в очищающем костре. Вечером 30 апреля откройте окно в комнате, где будете жечь костер. В полночь наденьте что-то зеленое – цвет очищения, на голое тело, чтобы ничего не мешало телу расслабиться. Это может быть ночная рубашка, пижама или платье, туника. Возьмите белую тарелочку, в которую положите бумажечки, на которых описаны неприятности, беспокоящие вашу душу. Зажгите полученную бумажную горку, смотрите на полученный костер, представляя, как горят вместе с бумагой и ваши невзгоды. Пепел выбросьте из окна, пусть ветер разнесет его по воздуху, а тарелку хорошо помойте от гари, чтобы ничто не напоминало о негативе. 

Цветок процветания 

Вальпургиева ночь – время, когда можно завести в своем доме цветок процветания, который поможет очистить ваш дом от неприятностей. Купите 30 апреля фиалку, примулу или орхидею, главное, чтобы цветок был цветущий, на ночь поставьте его на подоконник своей спальни, предварительно рассказав ему о своих домашних проблемах – пора делать ремонт, а денег нет или желание отсутствует, одиночество среди домочадцев, ссоры с детьми и т.п. Затем ложитесь спать. А потом в течение месяца капать по 5 чайных ложек воды (число отличника) в горшочек с цветком. Если цветок за месяц станет еще краше, то и ваша жизнь наладится, а значит, можете прекратить ритуал процветания, если же увидите ухудшения, то вы что-то делаете не так, подумайте и исправьте ситуацию – поговорите с детьми или любимым, расскажите, что вас беспокоит, и продолжайте ухаживать за цветком, пока он снова не станет цвести.


Вальпургиева ночь - один из самых значимых магических праздников

Вальпургиева ночь — один из самых значимых магических праздников

Вальпургиева ночь приходится на 30 апреля по 1 мая. Этот праздник также известен под названиями Майские Святки, Бельтайн. Это один из самых значимых магических праздников. Это праздник плодородия, ночь костров. Этот праздник является противоположностью Самхейна. Этот день является ознаменованием перехода от холодного к теплому времени года. В этот день демоны и духи очень близки к обычным людям. При необходимости этим стоит воспользоваться. На вершине горы или в лесу в эту ночь проводятся шабаши. Белтейн – это символ соединения мужского и женского божества. 

В этот день маги украшают алтарь подснежниками и натуральным камнями. Желательно украсить подоконники и пороги вашего жилища зелеными ветками, лепестками примулы. Это делается для того, чтобы сущности тонкого мира не проникли в дом, пока люди празднуют. Стоит помнить о том, что ветви не следует срезать ножом, иначе это оскорбит фей, которые не терпят стали, железа и других сплавов металлов. Считается, что те, кто срезает или срывает боярышник 30 апреля, того настигнет беда или ждет неудача в любви. В ночь Белтейна выбирается Майская Королева. Это единственный человек, который мог носить во время праздника зеленые одежды. Зеленый цвет являлся символом дружбы людей и эльфов, фей. Этот день весьма благоприятен для любых начинаний. 

Перед началом празднования нужно принять ритуальную ванну, которая очистит тело. Желательно использовать ароматные травы, цветы, свечи и благовония. Это делается вечером, а сам праздник начинается в ночь с 30 апреля на 1 мая. Празднуют всегда на природе. Выбирают ритуальное дерево, которое украшают лентами, бусами, цветами. После этого из камней естественного происхождения сооружают алтарь, на котором зажигают свечи и благовония. После этого можно произносить первое заклинание, которое провозгласит начало праздника. Лишь потом можно призывать Бога и Богиню, чтобы благодарить их за наступление весны. 

Рекомендуется на Белтейн использовать такие травы как миндаль, колокольчики, маргаритки, плющ, боярышник, ноготки, сирень, примулу, зверобой, розу, жимолость. Из благовоний следует выбирать ладан, сирень и розу. Священными камнями считают сапфир, розовый кварц, изумруд и оранжевый карнеол. Свечи можно использовать любого цвета. 

На Вальпургиеву ночь можно проводить особые ритуалы. 

Ритуал для исполнения желаний 

Этот ритуал можно проводить даже вместе с детьми. Только делать его следует как можно более поздним вечером. Нужно подготовить праздничный стол, на котором должны быть свежие фрукты, мягкий хлеб, легкий овощной салат. Можно поставить на стол красное вино или пиво. 

Ритуал проводится перед ужином.. На стол ставятся цветочные горшки. По одному для каждого члена семьи. Необходимо заранее подготовить землю, семена любимых вами цветов или трав. Не забудьте налить по 1 чашке воды для каждого участника ритуала, а также по листу бумаги и ручке. Потребуется еще небольшая жаровня с огнем. Если ритуал проводится дома, то можно взять небольшой чугунный горшок. На природе можно развести костер. На отдельном столе делается символический алтарь. Руководит ритуалом глава семьи или самый старший ее член. Он произносит слова (можно использовать свой текст с таким же значением): 
Приветствуем весну! Свет возвратился, и жизнь возвратилась к земле. Почва темна и полна энергии, и этим вечером мы посадим наши семена. Они лягут в почву, пуская корни и ростки, пока для них не придет время встретить солнце. Мы сажаем эти семена и благодарим землю за ее силу и новую жизнь! 

После этого каждый член семьи наполняет цветочный горшок землей, берет в руку семена. Семя нужно сажать с такими словами (произносит глава семьи): 
Крошечные семена, содержащие жизнь, они прорастут и принесут нам изобилие. Цветы, травы и овощи плодоносят от щедрот земли. Мы благодарим семена за новый урожай, который они дадут нам. 

Последний этап – нужно полить семена. Тот, кто руководит ритуалом, произносит слова: 
Вода прохладная и животворящая! Дай жизнь семенам, увлажнив почву. Мы благодарны воде за то, что она позволяет жизни цвести вновь. 

После этого все горшки ставятся на алтарь, а каждый из участников ритуала берет листок и ручку. Произносятся слова: 
Сегодня вечером мы сажаем в землю семена, но праздник костров – это время, в которое может расти и другое. Мы сегодня вечером сажаем семена желаний в наших сердцах и душах и желаем видеть их расцвет. Мы сажаем семена любви, мудрости и счастья и получим урожай гармонии и радости. Мы добавляем воду, чтобы принести жизнь и изобилие всех видов в наш дом. Мы отдаем наши желания огню, чтобы Вселенная их выполнила. 

На бумаге каждый пишет свое самое сокровенное желание. После этого все листки нужно бросить в огонь. Как только бумаги догорят, можно приступать к праздничному ужину.


Вальпургиева ночь

Вальпургиева ночь

Вальпургиева ночь — ночь с 30 апреля на 1 мая, языческий, христианский праздник, который отмечается в странах Центральной и Северной Европы. 

Своими корнями традиция празднования Вальпургиевой ночи уходит к языческим временам, когда таким образом праздновался приход весны. В христианской традиции это день святой Вальпурги, сестры святого Виллибальда, английской проповедницы христианства в франкских краях. Несмотря на то, что раннее христианство часто христианизировало языческие традиции, оба праздника слились в одно. В традиции нордических мифов Вальпургиева ночь символизирует время, когда Один умер, чтобы понять значение рун.

Считается, что в эту ночь слабеет граница между мирами мертвых и живых. Люди разжигают костры, чтобы отогнать мертвых и неприкаянных духов, по поверью блуждают в эти времена посреди живых. На рассвете наступает праздник Первомая.

История

Вальпургиева ночьСогласно традиции Друидов, в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Бельтан, праздник Солнца, которым начинается светлое время года, а природа получает от светила и дарит человеку особенно много энергии. Бог Солнца в этот момент становится особенно сильным и оплодотворяет богиню Земли. Кельты отмечали Бельтан в сакральных центрах страны.

Во время празднования Бельтейна древние кельты собирались на возвышенных местностях (то есть в горах), там жгли огни, танцевали, и вступали в ритуальные половые отношения друг с другом (ритуальные половые отношения между мужчинами и женщинами в этот праздник, по верованиям язычников, должны были обеспечить плодородие земли).

Название Вальпургиевой ночи произошло от совпадения с празднованием 1 мая памяти святой Вальпурги (Вальбурги), сестры святого Виллибальда, канонизированного в 778 году.

Так как 1 мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник, Белтайн), то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обычаев в пользу христианства, несмотря на строгий запрет (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1 мая.

Это способствовало распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.

Традиции празднования в разных странах

Празднование с факелами в Гейдельберге, Германия.

Вальпургиева ночьВ ночь с 30 апреля на 1 мая по всей Центральной и Северной Европе зажигаются огромные костры, чтобы отогнать ведьм, которые слетаются в эту ночь на шабаш. Программа праздника не менялась уже более 100 лет: старинные игры, выступления студенческих хоров и традиционные костры. Во многих европейских странах с заходом солнца мальчишки начинают кричать и зажигать петарды, так как считается, что лучшее средство от духов — шум.

В Германии считается, что ежегодно в ночь на 1 мая на вершины Броккен и Блоксберг в горах Гарц (от Hart — «лесистые горы», там растут пихты) слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм.

 

В Скандинавии жгут костры, чтобы призвать весну, отпугнуть духов и избавиться от мусора, что накопилось за зиму, а также едят гравлакс — свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.

В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки.

В Баварии шутники мажут дверные ручки зубной пастой, переносят двери в другое место и вытаскивают из ботинок шнурки.

Финны считают, что в полночь последнего дня апреля нет ни одной вершины холма, где не сидели бы ведьмы с колдунами.

Легенды и предания

Вальпургиева ночь

Согласно легенде, именно в ночь с 30 апреля на 1 мая ведьмы, дождавшись определенного часа, натирают тело волшебной мазью и, произнеся заклинание, вскакивают верхом на метлу, которая в мгновение ока донесет их до места шабаша.

Ведьмы, хихикая, рассказывают друг другу о свои черные дела, которые они сумели сделать в течение года, и сговариваются о новых безобразиях. Тем, кто особо отличился, сатана, что возглавляет праздничное застолье, дает отхлебнуть хмельного зелья из конского черепа, тех же, кто ему не угодил, стегает плетью. Вскоре начинается сумасшедший танец, и на следующий день на месте «танцплощадки» можно разглядеть следы коровьих и козьих копыт.

Музыканты играют на лошадиных черепах вместо скрипок, смычки же им заменяют кошачьи хвосты. Наконец,  сжигают черного козла, черного быка и черную корову, а потом в кромешной темноте прибегают к телесным утехам. После этого праздник закончен. Уставшие, но довольные, ведьмы вновь садятся на метлы и отправляются по домам, где им предстоит старательно выполнять роль добропорядочных (или не очень) жен, с нетерпением ожидая очередной Вальпургиевой ночи, которая состоится ровно через год.


1 МАЯ - шабаш ведьм, день святой Вальпургии или праздник славянской богини Живы?

1 МАЯ — шабаш ведьм, день святой Вальпургии или праздник славянской богини Живы?

Вальпургиева ночь это наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, и один из главных шабашей, отмечаемых ведьмами. 

Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтайн, или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля на 1 мая в ознаменование расцветающей весны. 

Вальпу́ргиева ночь — с 30 апреля на 1 мая, по германскому народному поверью, служит ежегодным праздником ведьм, собирающихся в эту ночь вокруг своего повелителя, Сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен, где они и справляют свой «шабаш». 

Поверье это, выведенное также Гёте во 2-й части «Фауста», сложилось около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками (первый весенний праздник, Белтайн), то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры, дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Название же произошло от совпадения с празднованием 1-го мая памяти св. Вальпурги (Вальдбурги), сестры св. Виллибальда, канонизованной в 778 году. 

Название Вальпургиевой ночи связано с именем Святой Вальпурги, Уимбурнской монахини (Англия), приехавшей в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Она умерла 25 февраля 777 года в Хайденхайме. Она пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую. В римском списке святых ее день — 1 мая. 

В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. 

В канун 1 мая (МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СОЛИДАРНОСТИ ТРУДЯЩИХСЯ, вы помните, да? 😉 ), как и в канун 1 ноября (канун ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ), открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры, которых пугались и хищники, которые могли разорить стадо (ведь с мая начинался пастушеский сезон), и нечисть. 

А у нечисти были свои пляски. Силы зла веселились повсюду, но особенную известность получила немецкая Вальпургиснахт, Вальпургиева ночь. 

Каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart – «лесистые горы», там растут пихты) слетаются на метлах, вилах и козлах тысячи европейских ведьм. 

Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века. Мировую же известность немецкие ведьмы получили, видимо, благодаря Гете, описавшему, как Мефистофель привозит на шабаш Фауста. 

Но кто именно и почему подарил празднику ведьм свое имя? Святая Вальбурга (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж) –– реальная историческая фигура. 

Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы. Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. 26 лет она провела там. Вальбурга настолько хорошо изучила языки, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании о жизни другого брата на родном английском. Поэтому часто св. Вальбургу называют первой писательницей Англии и Германии. В 748-м дядя Вальбурги, Бонифаций, решает создать в Германии систему монастырей. По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальбургу. Корабль отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе –– и море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальбургу встречали с благоговением. С тех пор святая считается покровительницей моряков (помогает также при водобоязни и в шторм). Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г. 

Прошло больше 100 лет, чудеса монахини подзабылись. Но вот новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и однажды ночью ее грозная тень явилась епископу… Вскоре –– а именно 1 мая –– останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых. Позже ее останки развезли по разным городам Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей (25 февраля, 12 октября, 24 сентября). Но главный день св. Вальбурги –– первое мая. 

Казалось бы, ничто ни в рождении, ни в доблестной жизни монахини, кроме этой одной-единственной даты, не связано с ночными вакханалиями Вальпургиснахта. Но если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей ее имени… 
Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно. Посох –– знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря. Но есть и другие символы. Вальбурга нарисована на фоне старых лип и холмов. Липы –– священные деревья языческой богини плодородия Фригги, горы, особенно одинокие, –– обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых. Рядом с Вальбургой часто изображали собаку. В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет. Зато у немецких и скандинавских языческих богинь это самый распространенный «помощник» языческих колдуний. У Фригги были собаки, у нидерландской Нехаленниа тоже. А одну из богинь так и звали –– «мать пуделя». Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем. Чтобы был хорошим урожай, древние германцы «кормили» таинственную ветряную собаку, виндхаунда. А треугольное зеркало в руках монахини на некоторых фресках? Есть легенда, что в конце апреля в лесах крестьяне видели убегающую от охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее. Крестьянин, который помог ей спрятаться в куче зерна, наутро увидел, что его рожь превратилась в золото. Охотники – зима, убегающая девушка – весна. Прямая связь с языческими легендами, и никакого отношения к христианским святым. Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно, и праздник нечисти получил имя праведницы. Переверни вышивку: с изнанки там костер и пляски смеющейся ведьмы… 

А.Афанасьев в своей книге «Поэтические воззрения славян на природу» пишет: 

«Ежегодно на первую майскую ночь нечисть устраивает на Лысой горе свой шабаш (Вальпургиева ночь). Въ нем принимаютъ участие и оборотни, и давно-умершия развратные женщины — подобно тому, какъ въ полете неистоваго воинства участвують неприкаянные души усопшихъ. Каждая ведьма является на празднество вместе со своимъ любовникомъ-чертомъ. Самъ владыка демонскихъ sилъ — сатана, въ образе козла съ чернымъ человеческимъ лицомъ, важно и торжественно возседаетъ на высокомъ стуле или на большомъ каменномъ столе по средине собрания. Все присутствующие на сходке заявляютъ передъ нимъ свою покорность коленопреклонениемъ и целованиемъ. Слетаясь изъ разныхъ странъ и областей, нечистые духи и ведьмы докладываютъ, что сделали они sлаго, и сговариваются на новыя козни; когда сатана недоволенъ чьими проделками, онъ наказуетъ виновныхъ ударами. Затемъ, при свете факеловъ, возженныхъ отъ пламени, которое горитъ между рогами большаго козла, приступаютъ къ пиршеству: съ жадностью пожирают лошадиное мясо и другия яства, безъ хлеба и соли, а приготовленные напиткн пьютъ изъ коровьихъ копытъ и лошадиныхъ череповъ. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, подъ звуки необыкновенной музыки. Музыкантъ сидитъ на дереве; вместо волынки или скрипки, онъ держитъ лошадиную голову, а дудкою или смычкомъ ему служить то простая палка, то кошачий хвостъ. Ведьмы, схватываясь съ бесами за руки, съ дикимъ весельемъ и безстыдными жестами прыгаютъ, вертятся и водятъ хороводы. На следующее утро на местахъ ихъ плясокъ бываютъ видны на траве круги, какъ-бы протоптанные коровьими и козьими ногами. Любопытнаго, который пришелъ бы посмотреть на ихъ игрища, схватываютъ и увлекаютъ въ вихрь своихъ плясокъ; но если онъ успеетъ призвать имя божие, то вся сволочь мгновенно исчезаетъ. Потомъ совершается сожжение большаго козла, и пепелъ его разделяется между всеми собравшимися ведьмами, которыя съ помощию этого пепла и причиняютъ людям различныя бедствия. Кроме козла, въ жертву демона приносится еще черный быкъ или черная корова. Гульбище заканчивается плотским соитиемъ, въ которое вступають ведьмы съ нечистыми духами, при совершенномъ погашении огней, и затемъ каждая изъ нихъ улетаетъ на своемъ помеле домой — тою-же дорогою, какою явилась на сборище.» 

В славянской традиции

Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник — Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») — богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях. Она — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. 

Жива — богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов, а также покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы. 

В Живин день женщины, взяв метлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Таким образом они прославляют Живу, которая оживляет природу, посылая на Землю весну. Все прыгают через Огонь, очищаясь от наваждений (сил Нави) после долгой зимы: 

Кто прыгнет высоко 
У того смерть далеко. 

Здесь же затеваются веселые игрища и ведутся хороводы вокруг костра: 

Коло яри светом зарим 
Мару борем, благодарим 
Ярило, Ярило, яви свою силу! 

Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая весну: 

Жаворонушки, летите! 
Нам зима-то надоела 
Много хлебушка поела! 
Вы летите и несите 
Весну красную, лето жаркое! 

Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой… 

Вот такая вот история Первомая.


Белтейн (в ночь на 1 мая)

Белтейн (в ночь на 1 мая)

Что такое Белтейн?

Белтейн (Белтайн, Белтэйн) — это празднество, отмечающее первый день лета. В этот день, а точнее, в ночь на 1 мая празднуется победа света и конец тьмы. Земля становится восприимчива к солнечному влиянию. Солнце, источник света, стремится оплодотворить Землю своими лучами. Это время года, когда сладкое желание сочетается с диким удовольствием. Природа и все создания радуются теплому солнцу.Это очень большой праздник, время плодородия и необузданного веселья. Его также называют Майским Днем, Кануном Мая.

Это перекрестный день между Весенним Равноденствием и Летним Солнцестоянием. 5 мая (Старый Белтэйн) — это более точная астрономическая дата.

Название Белтэйн (Beltaine, Beltane) произошло от ирландского «Bealtaine» или гаэльского «Bealtuinn». Оба названия произошли от староирландского «Beletene», что означает «яркий огонь». Это слово могло также произойти от «bil tene» — «огонь удачи», так как считается, что прыжки между двумя кострами приносят удачу, здоровье и процветание.

В Ирландии Белтэйн (Bealtaine) — это современное название мая и традиционный первый день лета.

Символы

Главный символ Белтэйна — это Майское Дерево (Майский столб, Майский шест), фаллический или языческий символ плодородия Рогатого Бога, его делают из дерева, которое ассоциируют с плодородием, — из дуба, березы и других. Майское Дерево символизирует возвращение плодородия Земле. Это трубопровод энергии, соединяющий все три мира одновременно. Энергия, получаемая во время танца вокруг дерева, уходит в лоно Земли, полностью пробуждая её.

Срезание Майского Дерева сопровождается большим праздником, пением и танцами. Раньше его возводили в центре деревни, а сейчас его устанавливают на поляне или в любом месте, где происходит шабаш. Его украшают гирляндами диких цветов. К верхушке привязывают длинные ленты, во время празднования юноши и девушки берутся за концы лент и танцуют вокруг Майского Дерева, пока ленты не обмотаются вокруг столба.
В средние века в каждой английской деревне было свое Майское Дерево. Майские Деревья были разных размеров, и иногда деревни соревновались, у кого оно выше. Римляне использовали его на празднике Майи, матери Меркурия и богини наступающего месяца.
Цвета: зеленый(!), розовый, белый, красный, желтый.
Растения: жимолость, боярышник, любые цветы.
Благовония: сирень, роза.
Еда: молочные продукты, овсяная выпечка (печенье), вишня, клубника, белое вино (с приправами), зеленый салат.
А также: веревки с бусинками и цветами, ленточки, цветы, венки из цветов.

История

В канун мая Друиды возводили костры Белтэйна на вершинах холмов по всем Британским островам, чтобы символически принести солнечный свет на землю. Считалось, что этот день делит год пополам. Другая половина заканчивается в Самхейн 1 ноября. Между двумя главными кострами проводили скот для очищения. Мужчины со своими возлюбленными прыгали через них для удачи. Потом на Британские Острова пришли римляне с целью оккупации. У римлян в последний день апреля и первый день мая проходил большой праздник, посвященный Флоре, богине цветов и прочей растительности. Его праздновали пять дней, и назывался он «Флоралия» (Floralia). Пятидневное празднество начиналось 29 апреля и заканчивалось 2 мая. Римляне принесли ритуалы Флоралии на Британские Острова, и эти ритуалы были добавлены к ритуалам Белтэйна. Например, иногда наряду с Королевой Мая выбирали и Госпожу Флору, королеву цветов. Многие из современных традиций Майского Дня схожи с теми смешанными традициями.

В каждой деревне возводилось Майское Дерево — обычно березовый или ясеневый шест — и начинались танцы и пир. Возглавляла праздник Королева Мая и ее спутник, Король (Джек-в-Зеленом, Зеленый Человек), древний бог диких лесов. Их ввозили в деревню в повозке, украшенной цветами, как божественную пару, чей союз символизировал свадьбу Земли и Солнца. В Англии во времена Реформации власти пытались покончить с традициями языческого происхождения. Но Майское Дерево наряду с большинством других традиций все-таки выжило. Во Франции просто поменялось название, Майское Дерево стало «Деревом Свободы», символом французской революции.
Деревья всегда были символом жизни и плодородия природы, и их часто использовали на весенних праздниках древности. Антрополог Э. Джеймс считает, что существует сильная связь между древними традициями, связанными с деревьями, у британцев и римлян. По описанию Джеймса, как часть празднования Майского Дня, молодые люди в древней Европе срезали дерево и очищали ствол от веток, оставляя несколько на верхушке. Потом его покрывали фиалками, как статую Аттиса. На рассвете они носили Дерево по соседним деревням, играя на флейтах и трубя в рог. Похожим образом священная сосна, к которой привязывали фигурку Аттиса, приносилась в процессии в храм Кибелы во время Празднества Весеннего Равноденствия.

В Шотландии тушили все огни в домах, и 3 раза тремя мужчинами разжигался костер из дров девяти священных деревьев. От этого костра зажигались все остальные огни. Когда пламя охватывало дерево, это символизировало победу света над темной половиной года. Потом весь холм оживал, люди поджигали в костре ветки и кружили ими над головами, имитируя солнце. Если кто-нибудь планировал долгое путешествие или опасное предприятие, он прыгал через костер три раза туда и обратно для удачи. Девушки прыгали через костер, чтобы получить хороших мужей, беременные женщины переступали через угасающий костер для легких родов. Когда костер догорал, угли разбрасывали среди посевов, чтобы защитить их. Каждая семья уносила домой огонь, зажженный от главного костра, чтобы растопить им камин.

Молодежь и взрослые люди проводили ночь, занимаясь любовью в лесу. Утром они возвращались в деревню с ветками боярышника и весенними цветами, которыми украшали себя и свои дома. По пути домой они заходили в каждый дом и оставляли там цветы, а хозяин угощал их едой и напитками.
Белтэйн — это гаэльский праздник, не кельтский, так как другие кельты, например, валлийцы, бретонцы и галлы, его не праздновали.

Ночь на 1 мая еще называют Вальпургиева ночь. Это название произошло от имени святой Вальпургии, Уимбурнской монахини (Англия), которая в 748 году приехала в Германию со своими братьями с целью основания монастыря. В римском и скандинавском списке святых ее день — 1 мая. В ночь на 1 мая во всей Германии и Скандинавии происходили пиршества плодородия, и когда этот день стал днем святой Вальпургии, ее имя просто привязалось к этому празднику. Вальпургиева ночь — это один из главных праздников Швеции и Финляндии. В этот день разжигают костры, поют песни о весне и собирают весенние цветы. В Германии Вальпургиева ночь была языческим праздником весны, но в средние века появилось навязчивое поверье, что в эту ночь ведьмы собирались на вершинах холмов и гор и проводили время в диких плясках, пирах и совокуплялись с дьяволом. Наиболее известным местом в Германии, где, как считалось, ведьмы проводили дьявольские шабаши, была гора Броккен. Понятно, что ведьмы и язычники ничего общего с дьяволом не имеют и вообще не верят в существование этого образа.

В неоязычестве название Белтэйн используется как название шабаша, празднуемого в ночь на 1 мая. Хотя праздник использует характерные черты гаэльского Белтэйна, он имеет больше отношения к германскому Майскому Дню, как в своем значении (с акцентом на плодородии), так и в ритуалах (например, танец вокруг Майского Дерева).

К настоящему времени во многих странах этот праздник стал просто днем радости и веселья, а не днем древних обрядов плодородия и праздником света. Современные ведьмы и язычники возрождают забытые традиции. В ночь на 1 мая каждый год Белтэйн празднуется на Кэлтон Хилл в Эдинбурге, там собирается около 15,000 человек.

Празднование

Сделай Костер Белтэйна из 3 поленьев 9 разных деревьев.
Заранее надо выбрать Королеву Мая, а на празднике провести ее коронацию.
Коронация Королевы Мая (КМ):
КМ выходит вперед и встает на колени перед Верховной Жрицей (ВЖ).
ВЖ: я короную тебя, * имя *, как воплощение духа лета и целебных зеленых растений. Я нарекаю тебя Королевой Мая. Благослови это празднество своим присутствием.
ВЖ надевает на КМ корону из цветов (венок). КМ встает.
ВЖ: смотрите на Королеву Мая, которая воплощает Землю, на которой мы совершаем обряды!

Белтэйн — это, наверное, самый веселый из всех шабашей, который не обходится без танцев. После коронации Королевы Мая можно совершить ритуальный танец с хлопками, который символизирует оплодотворение Земли. Еще можно станцевать «Танец Колеса», когда участники шабаша соединены, держа в руках веревки с узлами, а также танцевать под песни.

Танец с хлопками:

Все медленно танцуют по кругу и хлопают в такт. Кто-то медленно бьет в барабан, потом темп ускоряется. Зеленый Человек несет зеленую робу и берет зеленый шарф (шейный платок) и горящий факел (свечу), идет по кругу по часовой стрелке. Шарфом он ласкает всех по очереди, обвивает его вокруг шеи и развевает. В это время он говорит:
Я провозглашаю
весной и в майскую ночь:
плоды созревают
и зима убежала прочь.
Королева сидит на берегу
Светлая, как лилия, как сон,
Быстро и свободно кони бегут,
А на море — семь ласковых волн.
Сказав это, он поворачивается к КМ (она идет по кругу, уклоняясь от него), ловит ее и накидывает на нее зеленую робу и повязывает шарф.
Гвоздь программы — танец вокруг Майского Дерева. На поляне надо установить Майское Дерево, к верхушке надо привязать длинные красные и белые ленты. Сначала Королева Мая берет белую ленту в правую руку, потом то же самое делают все женщины. Мужчины берут красные ленточки в левые руки. Начинается музыка (можно поставить диск или кассету). Тот, кто не танцует, должен хлопать в ладоши в ритм. Танцоры проходят под руками друг друга, переплетая при этом ленточки. Когда ленточки обовьются вокруг столба, мужчины и женщины отпускают свои ленточки, а КМ обхватит ствол руками.

Два костра: на поляне разжигается еще один костер неподалеку от первого. Можно зажечь его раньше, чтобы не отнимать время во время празднования. Эти два костра посвящены Солнцу. Это святые огни, они обладают целительными и защищающими свойствами. Надо взяться за руки и пройти вокруг них для удачи. Потом надо проползти между кострами и прыгать через них. Перед тем, как проползти между кострами очищения, попроси у богов защиты, силы, разума, знаний, любви ко всем существам и к миру. Проходя или проползая между этих костров, представь, как огонь поглощает все плохое, что есть в твоей жизни.

Разбивание яиц: небольшой ритуал, чтобы добавить плодородия Земле, которая кормит нас своими плодами. Каждый берет по свежему яйцу (символ плодородия) и разбивает о землю. Замахнуться надо посильнее, так как не всегда удается разбить яйцо с первого раза.

Благослови семена для твоего сада, представляя, какие большие и здоровые растения из них вырастут.

Жертвоприношения: Белтэйн — это хорошее время для жертвоприношений, особенно если сосредоточиться на том, что ты желаешь получить в качестве «урожая» в будущем. Принеси в качестве жертвоприношения что-нибудь вкусное из еды и вино, а также зажги благовоние. Попроси духов и богов о том, что тебе надо.

Водные процедуры: перед рассветом в ночь на Белтэйн полезно искупаться в дикой воде. Правда, иногда в это время водоемы еще только начинают оттаивать. Тогда просто умойся водой у берега. Это для красоты. Те, кого обрызгают росой, будут обеспечены здоровьем и счастьем. Для здоровья и удачи надо выпить воду из колодца. И все это до рассвета.

Общение с феями: существует легенда, согласно которой в ночь на Белтэйн, когда завеса между мирами очень тонкая, Королева Фей выходит на прогулку на своем белоснежном коне и заманивает людей с собой, в страну Фей. Если сидеть под деревом в эту ночь, то можно ее увидеть или услышать звон колокольчика ее коня. Если закрыть глаза, то она проскачет мимо, а если посмотреть на нее, то она может выбрать этого человека. В Шотландии существует баллада о Томасе, который выбрал пойти с ней в страну Фей, и его больше никто никогда не видел. Принеси в жертву сладости для духов и фей. Попроси их присоединиться к вашему торжеству, показать свои обычаи, поделиться своими знаниями и мудростью, научить искусству целительства, гадания и тайных ритуалов. Как уже было сказано, завеса между мирами в эту ночь очень тонка, как и в ночь на Самхейн. Но если в Самхейн природа умирает и мы общаемся с духами умерших и с засыпающими природными духами, то сейчас природа пробуждается, поэтому мы можем общаться с богами, феями и маленьким народом. Но они не всегда бывают дружелюбны. Отнесись к ним с уважением, дай им знать, что их помнят, и что не все люди разрушают природу и мешают их существованию. Пусть все участники праздника сядут под деревья, облокотятся к ним своими спинами и закроют глаза. Кто хочет, может глаза не закрывать. Пусть каждый почувствует силу дерева, к которому прикасается, соединится с его жизненной энергией. Пусть все напряжение и беспокойство уйдут в дерево, потом в его корни и в почву. Потом можно провести медитацию, ориентированную на общение с феями.